|
В перерыве между майскими праздниками решили мы провести вылазку на съемку Меркурия. В принципе, как я помню, мы ни разу за город для этого не выбирались, а просто, находясь в городе, подбирали моменты съемки, когда планету не загораживали дома и деревья. В этот раз мы решили ловить наибольшую элонгацию планеты, но для этого пришлось перевезти
телескоп к Юре на дачу.
Выезд осуществили вечером 3 мая. Меркурия ловить было уже поздно, поэтому решили выставить поточнее оси телескопа, чтобы на утро воспользоваться системой GoTo монтировки. Долго возиться не пришлось – небо затянуло облаками, и решили мы сворачиваться. Технику на улице оставлять не рискнули , занесли всё в дом, разметив расположение ног монтировки.
На следующий день распогодилось только к вечеру , но поиски планеты оказались безуспешными – ни с GoТo, ни по координатным кругам, ни визуально, ни через камеру Меркурия мы не нашли. Только уже в сумерки обнаружили планету невооруженным глазом, но снимать было поздно – и над горизонтом низко, и монтировку переставлять бы пришлось. Расстроились, поснимали Сатурна, потом решили проверить установку осей и вот оно – просела одна из ног монтировки. Отстроили полярную ось по-новой, заодно отстроили и искатель – он , как выяснилось, тоже совсем не соосно с основной трубой стоял). Под утро поснимали М13, атмосфера была очень неплохая. Решили скоп не убирать, чтоб не сбить настройки.
На третий день облачность отступила где-то к обеду, мы с Мишей уехали на работу, а Юра боролся с монтировкой в одиночку. Несмотря на выставленные оси, Меркурий в камеру упорно не попадал. Как назло еще облака набегали, но в итоге в просветах, часам к четырем, наконец-то был отснят первый ролик. Облака разбегаться не хотели, было ощущение, что они ходят по-кругу, в итоге отснято два скромных ролика, каждый по 2000 с хвостиком кадров.
Четвертый день порадовал нас ясным небом. Мы даже немного расслабились, стали обсуждать план работ – может еще что поснимать. Пока обсуждали, электричество отключили. И всё. Чистое небо и обесточенный скоп. Походили , покурили, навелись на Венеру, еще походили, достали Коронадо, посмотрели на Солнце. Время идет, электричества нету. К обеду освободился Миша, приехал и сменил меня на вахте. Не успел я далеко отъехать , звонит Юра и рассказывает забавную историю: " Сидим с Мишей и варим кофе на плите, тут я говорю: - эту песню, что звучит на радио, я недавно в студии сводил. И в этот же момент мысль – радио работает! Бросили кофе и побежали скоп наводить". Нашли Меркурия быстро – отправили Goto на Венеру – планета оказалась в поле зрения искателя , затем, открутив стопора по осям, загнали ее в центр матрицы камеры. После этого отправили Goto на Меркурий, - и сразу попадание в цель – после того, как сняли крышку с трубы телескопа (на пути от Венеры к Меркурию находилось Солнце) в одном из углов матрицы показался маленький яркий серпик. За оставшееся время было отснято около 70000 кадров, Планета висела в кадре более 3х часов, постепенно опускаясь к горизонту (начали съемку при угловой высоте 51 градус). Юра с Мишей, менялись у монитора ноутбука, по-очереди контролируя съемочный процесс.
Процесс съемки Меркурия:
Хочется отметить, что съемка роликов велась с перерывами – как только качество атмосферы ухудшалось, съемка останавливалась. Примерно половина роликов была отснята с нулевым усилением на камере, а вторая половина, когда высота Меркурия над горизонтом уменьшилась, с гейном порядка 60%, но с меньшей выдержкой.
Обработка отняла много времени - ролики "резались", выбрасывались откровенно мутные кадры. Паровозик из роликов (в сумме 10000 кадров) обрабатывался в Регистаксе3 , с ресемплированием и вычитанием флэта и дарка. В стэк шло по 1000 кадров, с сохранением в Fit 32bit. В итоге вышло 3 стэка с роликов , снятых с нулевым усилением и 3 стэка с роликов, снятых с гейном в 60%. Поскольку настройки камеры менялись, то и обработка велась в двух вариантах – складывались и "вейвлетились" стэки с нулевым гейном, и отдельно складывались – "вейвлетились" стэки с гейном 60%. Результаты обработки в целом получились очень похожими – мы не стали их "доводить" в фотошопе. Так что обработка минимальна – в каждом из двух вариантов сумма 3х 32bit Fit стэков (каждый стэк получен сложением 1000 кадров из 10000) , вейвлет обработка суммы и небольшой шумодав в фотошопе.
К. Морозов |
|