Создание композитного цветного изображения на примере съемки Марса
В последнее время любители астрономии, занимающиеся планетной астрофотографией, стали обзаводиться монохромными видеокамерами. Несомненное преимущество такого приемника изображения – более высокая светочувствительность, отсутствие вносящих искажения в изображение байеровских светофильтров и возможность снимать в спектральном диапазоне любой ширины ограниченном лишь полосой спектрального пропускания матрицы. Из недостатков следует отметить более высокую трудоемкость процесса – для создания цветного композитного изображения приходится снимать несколько видеороликов с разными светофильтрами.
В идеальном случае необходимо снять подряд 3 видеоролика планеты через соответственно красный, зеленый и синий светофильтры. Однако для быстровращающихся планет, к примеру Юпитера, время съемки ограничено несколькими минутами, а для планет с большим периодом вращения, к примеру Марса, предельное время на съемку будет составлять 7-10 минут.
Следует также отметить нестабильность атмосферы – довольно часто два подряд снятых видеоролика (к примеру через красный и зеленый светофильтр) разительно отличаются по качеству из-за изменения атмосферной турбуленции в процессе съемки.
Поэтому, при нестабильной атмосфере, можно пойти по пути упрощения – снимать видеоролики только через красный и синий светофильтры, а зеленый цвет синтезировать искусственно путем сложения красного и синего каналов.
В качестве примера возьмем два изображения Марса, снятого Виталием Шведуном на телескопе Celestron Advanced C9.25-SGT и камере DMK 21AF04.AS FireWire через красный и синий светофильтры. Ниже показан скриншот из программы Фотошоп CS2.
Хотя данные изображения черно-белые, после обработки и сохранения из программы Регистакс каждая картинка сохраняется в формате RGB, правда во всех каналах изображение будет одинаковым.
Композитное цветное изображение мы будем создавать, заменяя зеленый и синий каналы в картинке файла RED (он должен быть активным – выделен синим цветом). Для этого используем функцию «внешний канал» в Фотошопе.
Во вкладке «каналы» на панели «слои» (включается и выключатся по клавише F7) выделяем синий канал, затем идем в закладку «изображение» и там выбираем «внешний канал».
В качестве синего канала мы будем использовать изображение файла BLUE – результат обработки видеоролика, снятого через синий светофильтр.
В панели, которая откроется после включения опции «внешний канал» выбираем источником файл BLUE, канал указываем «синий». Если не было ошибок в вышеприведенных действиях, то в графе «получатель» будет стоять RED (синий). Режим наложения выбираем «нормальный».
Картинка должна выглядеть, как на скриншоте ниже.
Жмем «ОК». Теперь в файле RED в синем канале у нас изображение файла BLUE.
Включаем все каналы и смотрим, что получилось.
Обычно изображения в красном и синем каналах у нас будут сдвинуты относительно друг друга. Выровнять их можно разными способами. К примеру, можно сохранить наш видоизмененный файл RED, загрузить его в программу Регистакс и там применить функцию RGB Shift. После чего файл сохранить и снова открыть в Фотошопе.
Можно выровнять каналы и в Фотошопе вручную. Но об этом чуть позже.
Изображение у нас немного темновато и посему неплохо добавить яркости. Создаем новый корректирующий слой. Идем в закладку «слой», далее в «новый корректирующий слой» и далее в «уровни».
Появится окошко «новый слой» - там жмем «ОК». Появится окошко «уровни», там двигаем на гистограмме правый ползунок.
Теперь переключаемся в панели «слои» в закладке «слои» с корректирующего слоя на наше рабочее изображение.
В этой же панели переключаемся обратно на вкладку «каналы».
Теперь приступим к выравниванию каналов.
Выделим «синий канал» и включим просмотр красного канала – нажмем на чекбокс рядом с иконкой «красный» на панели каналов, в чекбоксе должен появиться значок с «глазом». На панели «инструменты», расположенной слева, выбираем инструмент «перемещение» (на клавиатуре нажать букву V).
Теперь, используя на клавиатуре кнопки «вверх-вниз-вправо-влево», двигаем на изображении синий канал относительно красного до тех пор пока синее изображение не сойдется с красным.
Осталось только синтезировать зеленый канал.
Переключаемся на вкладке «каналы» на зеленый канал. Снова идем в закладку «изображение», далее «внешний канал». Источником будет файл RED, канал «синий», а получателем – RED, канал «зеленый». Непрозрачность слоев ставим в 50%.
Жмем «ОК», включаем все каналы на вкладке «каналы» панели «слои».
Не забываем про корректирующий слой «уровни». Его можно либо удалить и вернуть изображение к исходной яркости. Переключаемся на вкладку «слои» и «тянем» мышкой (левая кнопка мышки нажата) панельку со слоем вниз на значок корзины и там кнопку мышки отпускаем.
Или же регулируем этим слоем уровни до приемлемой яркости.
Если есть необходимость, поправляем цветовой баланс.
Переключаем панель «гистограмма» в режим «цвета».
Создаем новый корректирующий слой «кривые» по аналогии с созданием корректирующего слоя «уровни».
На панели «кривые» двигаем маркеры вверху на графике выборочно и в каждом канале, добиваясь желаемой цветопередачи.
Напоследок сводим слои (сочетание кнопок Ctrl+Shift +E) и сохраняем полученный результат. Успехов!
К. Морозов, февраль 2008г.